14 февраля библиотекари Зиминского района подвели итоги работы 2023 и наметили направления работы на 2024 год. Семинар прошел в с. Кимильтей на площадке Межпоселенческой библиотеки Зиминского района. Вниманию коллег были подготовлены и представлены выставки «Новые книги», «Наши отчеты». Собравшихся поприветствовала, поблагодарила за вклад в развитие библиотечного обслуживания населения Зиминского района и пожелала эффективной работы директор Межпоселенческой библиотеки Татьяна Горбачева.
Совещание прошло в информационно – интерактивном формате. Старт интерактива был задан в самом начале совещания. Участники говорили о том, что приехали на совещание, чтобы услышать об общих результатах работы библиотек района, о перспективах в библиотечной сфере, узнать об успешных практиках и взять их себе на заметку и пообщаться с коллегами. Такая возможность была у всех. Присутствующие узнали о главных показателях библиотек, о ярких мероприятиях самого главного события территории – 100 летнего юбилея Зиминского района, о достойных победах наших читателей, о лучших библиотеках в Зиминском районе, повышении профессиональных компетенций библиотекарей района, инновационном направлении в методической работе, успешной проектной деятельности, об укреплении материально – технической базы библиотек, лучших волонтерских практиках, примерах общественного самоуправления, интересных краеведческих исследовательских находках и многом другом. Эту информацию представили директор и методист Межпоселенческой библиотеки Горбачева Т.М. и Сибагатулина О.Н., дополнив выступление презентацией.
Интересно и необычно прошла ролевая игра «А мне любое дело по колену, отчеты годовые по плечу!» Действительно, настоящему профессионалу по плечу любое дело, которое он выполняет. Однако, есть любимые направления в работе, а есть те, которые воспринимаются как скучные, монотонные занятия, к примеру – подготовка годового отчета. А если посмотреть на этот процесс по — другому и сделать его творческим, может получиться достойный результат!
В самом начале игры присутствующие узнали побольше о друг о друге. Кто мы сегодня? Какую играем роль по отношению к сегодняшнему мероприятию? Как варианты были предложены психотипы работников. Первые – Исследователи. Это – конструктивные участники, которые приехали с вопросами, проблемами, идеями, готовые к активной работе, внесению предложений. Вторые – Покупатели, менее активные, но все же, конструктивные, приехавшие с пустой тележкой, но готовые покупать идеи у других и активно участвовать в их обсуждении. Третьи – Отдыхающие, прибывшие отдохнуть, себя показать, на других посмотреть. И четвертые – Невольники, посетившие семинар только по долгу службы. Оценив предложенные психотипы работников и подумав, коллеги, отнесли себя к Исследователям и Покупателям. Не скрою, было приятно.
Нашим уважаемым коллегам необходимо было побывать в роли методистов с целью проведения анализа отчетов библиотек. Разделившись на три команды, «методисты», получили задание — проанализировать два отчета библиотек. Разница в том, что у каждой команды – был свой раздел. Первая команда — работала с разделом «События». Вторая — с разделом «Фонды». Третья — с разделом «Работа с читателями». Для поддержки мозговой деятельности участникам был предложен шоколад. Дружно и динамично поработав в командах, методисты выступили, корректно, но четко отметив плюсы и минусы работы библиотек. Трудность в определении позиции команды была вызвана в связи с оценкой отчета, ведь все друг друга хорошо знают и об отрицательных моментах говорить как-то неудобно. Участники выполняли задание «PROотчет». Для каждой буквы в слове отчет подбирали слова — качества, которые характеризуют этот процесс.
Когда участники достигли максимальной работоспособности, они получили последнее задание — подготовить и представить SWOT – анализ. С заданием они справились успешно и представили SWOT – анализ публично.
«Методисты» отметили сильные стороны библиотек – удобное месторасположение, индивидуальный подход к читателям, опыт работы с учреждениями и организациями в селах, повышение профессиональных компетенций, победы библиотек и читателей в конкурсах.
В числе слабых сторон библиотек были указаны – недостаточное обновление книжных фондов, ограниченные финансовые возможности, устаревание компьютеров, недостаточные площади библиотек для проведения мероприятий, отсутствие сети Интернет в ряде библиотек, низкое участие в социальном проектировании, недостаточность рекламы.
Как реальность – использование возможности – частичное решение нехватки новых книг за счет проведения акций «Книгодар»,привлечение дополнительного финансирования за счет участия в программах, проектах и грантах, использование для проведения мероприятий площадей других учреждений и уличного пространства, изменение времени работы,
Необходимо учесть угрозы, среди них — изменение интересов и потребностей населения, сложность в привлечении дополнительных ресурсов, снижение численности сельского населения, падение престижа профессии библиотекаря, рост стоимости печатной продукции.
Вот так в ходе игры у каждого участника появилась возможность познакомиться с отчетами других библиотек. Увидеть свой отчет глазами коллег. Услышать мнения коллег о своих отчетах. Получить командный «отчетный» опыт работы. Как настрой на дальнейшую творческую командную работу, стимулирование своего труда и осуществление дружественного контроля было дано домашнее задание. Суть его заключалось в том, что библиотекари на стикерах написали три вопроса, за решение которых они возьмутся, приехав на работу. Указали свой телефон и имя. И в течение месяца будут звонить друг другу, рассказывая о решении этих вопросов.
Философы говорят, что жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающими событиями, впечатлениями от них. Уверена, что эмоциональная память наших читателей сохранит атмосферу гостеприимных, уютных «живых» библиотек нашего района, где кипит жизнь, где каждый найдет полезное и интересное для себя, ведь это место для людей и идей! А впереди у нас еще целый рабочий год и много интересных и ярких событий!